В известном произведении русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне» есть совершенно чудесный отрывок про то, как он,  будучи ребенком, рассматривал надаренные ему пасхальные яйца.  «Вот хрустально-золотое, через него – всё волшебное…И вот, фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нем…»

Сегодня есть такая возможность  у иркутян и гостей города – вот так же  рассматривать пасхальные яйца, которые  представлены на выставке  «…ко Христову дню» в галерее «Собрания Спешилова», которая открылась в  канун Вербного воскресения.

Уникальная коллекция Александра Спешилова  считается  единственной в своем роде на всей территории от Урала до Дальнего Востока.  Сегодня она насчитывает 250 раритетов, причем, узнать о каждом из них можно благодаря каталогу, изданному несколько лет назад.

Старейший экспонат коллекции, Россия, 1830-е годы, Императорский фарфоровый завод

История коллекции также по — своему уникальна. Несколько лет назад  Спешилов   узнал  о  том, что в Новосибирске  один из коллекционеров ищет серьезного покупателя  на свою коллекцию пасхальных яиц, которую он собирал в течение многих лет.  Как оказалось при знакомстве,  Игорь Харламов готов был продать свое сокровище только при одном условии, чтобы коллекция никогда и ни при каких обстоятельствах не была вывезена из Сибири.

Стеклянные яйца производства Дятьковского и Гусь-Хрустального заводов А.В.Мальцова

Пасхальные яйца в стиле Фаберже, 2000-е годы

Так в 2014 году  уникальные пасхальные яйца, изготовленные в разные годы русскими, европейскими, китайскими мастерами, оказались в Иркутске. С той поры ежегодно новый хозяин коллекции   считает своим долгом и доброй традицией показать ее иркутянам и гостям  города.

Нынешняя выставка    представляет   150   артефактов, увидеть которые можно будет до конца июня. В целом, вся коллекция насчитывает около 250 раритетов, но часть из них  в этом году  впервые будет выставлена за пределами Иркутска. В Приморской государственной  картинной  галерее  уже  идет оформление  аналогичной выставки «…ко Христову дню» и  23 апреля  состоится  её  торжественное открытие.

Детская серия пасхальных яиц для детей

В этом году на выставке представлена икона   Святого  Архидиакона Стефана, изготовленная в конце 19 века. Для этой иконы — это первая в жизнии выставка, после многих лет забвения образ Святого Стефана могут увидеть иркутяне и гости города.  Большая икона, более полуметра в высоту, когда-то  служила в Благовещенской церкви, которая до революции   находилась  в Иркутске на углу улиц Большой и Благовещенской (сейчас – улиц Карла Маркса и Володарского). В 1931 году церковь была разрушена… Икона была вывезена из Иркутска, но недавно вернулась в родной город благодаря Александру Спешилову.

У иконы Святого Арх.Стефана хозяин галереи своим гостям из Иркутской польской культурной автономии «Огниво» рассказывает историю о разрушенной церкви

Елена Шацких, президент польской культурной автономии «Огниво» принесла на выставку «…ко Христову дню» яйцо, которое было расписано её дочерью Ириной, когда та была подростком. Это яйцо, расписанное ребенком, сегодня  семейная ценность,  —  ему без малого 28 лет.  А у самой  Ирины уже трое детей,   младшая  дочь Аня  тоже любит рисовать. Возможно, и она  когда-то захочет создать свой шедевр в виде пасхального яйца. 

Пасхальное яйцо, декорированное И.Шацких (Резинкиной) в детстве

Вторая сторона этого же яйца

Пожалуй, это пасхальное яичко никогда бы не оказалось на публичной выставке среди столь достойных исторических экспонатов, если бы польская культурная автономия «Огниво» не дружила с галерей Спешилова. Члены общества бывают практически на всех выставках, которые проходят в уютном пространстве особняка «Собрание Спешилова» в 130-м квартале. Не так давно «Огниво» познакомились здесь с коллекцией уникального оружия. И конечно, — с главными музейными экспонатами — самоварами известных мастеров.

— Следы бытования исторического предмета, да и любой вещи, —  это и есть самое  ценное в любой коллекции, — говорит Александр Спешилов, — вот  яйцо, возраст которого более 150 лет. В нем отразился не только дух времени и мастерство художника, но и  тепло рук людей, которые его брали, дарили, ставили на видное место в своем доме, читали молитву о своих близких… Вот  обратите внимание, что эти яйца оформлены специальной  гербовой лентой.  Для того, чтобы повязать такую ленту нанимали вдов погибших  солдат в годы Первой Мирровой войны.  А вот эти яйца из  пасхальной коллекции 1915-1916 годов,  когда около 5000 яиц  было вручено  от имени государя низшим воинским чинам, — рассказывает Александр Михайлович.

Кстати сказать, лента, продетая в сквозное отверстие, обычно завязывалась бантом внизу и петлей вверху. Для завязывания лент нанимали «бантовщиц» — нуждающихся вдов и дочерей бывших работников Фарфоровой мануфактуры, а также вдов русских воинов, погибших на войне.   Эта несложная работа оплачивалась весьма достойно и таким образом носила оттенок благотворительности.

А вот Галина Федорова, член общества «Огниво», говорит, что  она всегда оставляет несколько крашенных  пасхальных  яиц, освященных в храме, ставит их в шкаф, где они стоят весь год.  Его можно использовать в течение года, как символ силы и поддержки Бога, — уверяет Галина.  Только обязательно нужно оставлять на столь долгое хранение  цельное яйцо, без  трещин и сколов. И ни в коем случае не использовать для длительного хранения яйца, украшенные термопленкой.

И так поступают многие христиане. Издавна существует обычай  сохранять освященные пасхальные яйца и пользоваться ими в течение года, как лечебными. Можно его приложить к больному месту, можно обратиться с молитвой.

Окрашенное яйцо – главный символ  Воскресения Христова, оно  служит символом гроба и вместе с тем — символом жизни.

Христианская традиция красить яйца и дарить их друг другу на Пасху (при приветствии: Христос Воскресе!) восходит корнями к глубокой древности. Предание твердо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марии Магдалины, которая, по Вознесении Господнем, отправилась в Рим, где встретилась с императором Тиверием, и проповедала ему Благовестие. Утверждается, что она начала свою проповедь словами «Христос Воскрес!» и подарила монарху красное яйцо.

На Руси в древние времена пасхальному красному яйцу придавалось особое таинственное значение. Так, в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя пленка («плева») — облакам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось с истреблением греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым.

Пасхальное фарфоровое яйцо – это своего рода отечественный феномен.  Их стали делать почти одновременно с изобретением отечественного фарфора.  Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создал он же, «отец» русского фарфора, — Дмитрий Иванович Виноградов — к Пасхе 1749 года, т.е. буквально через несколько месяцев после получения твердой порцелиновой массы. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: «Яйца точили и формовали”.

Поначалу Императорский фарфоровый завод изготавливал каждый год не более 50 пасхальных яиц, которые предназначались только для царской семьи. Обычно их ставили на подставки или подвешивали на ярких лентах.  Но уже в 19 веке сувенир в виде пасхального яйца становится популярным подарком.   Появляются также шкатулки, вазочки, подставки в виде яйца, сосуды для святой воды и даже самовары.

Шкатулка в виде яйца

Подставка для пасхального яйца

Известно, что в 1916 году, когда шла Первая мировая война,  на Пасху было  изготовлено 15365 пасхальных яиц – самое большое число за всю историю Императорского фарфорового завода.  Из них, действительно,  большая часть  была предназначена для раздачи и христования  среди солдат и офицеров.

Интересная часть коллекции – пасхальные яйца, изготовленные в Китае. Когда  в годы революции и установления советской власти в  нашей стране, в Китай нахлынуло много переселенцев  из России, предприимчивые китайцы  быстро сориентировались.

Они предложили русским  любимый ими сувенир – пасхальные яйца всех размеров и вариантов. К ним также шкатулочки, подставки, тарелочки, ларцы. Сегодня большинство  яиц, изготовленных китайскими мастерами в начале 20 века, — большая редкость, но говорят, что их и по сей день можно встретить в антикварных лавках Дальнего Востока и в самом Китае.

Или в этом году увидеть их на выставках в Иркутске и Владивостоке.  

Ирина Мордуева

Фото автора

При копировании текста, ссылка на источник обязательна

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.