На сайте Иркутского областного краеведческого музея открыта выставка «Остаться в памяти», которая вызывает глубокие переживания и душевный отклик, наверное, у всех, кто ее увидит… Сегодня хочется рассказать о священниках, которые были расстреляны.
Под действие ст. 58 «О контрреволюционных преступлениях» в Сибирском крае попали многие священнослужители. 21 апреля 1927 года иркутская окружная газета «Власть труда» опубликовала заметку «За что они арестованы». В ней рассказывалось о группе священников, обвиняемых в подрывной деятельности против существующего строя. В их числе был управляющий Иркутской епархией епископ Ираклий (в миру – Илья Константинович Попов). Особое совещание при коллегии ОГПУ рассмотрело дело № 47368 по обвинению иркутских служителей религиозного культа И. К. Попова – епископа Ираклия, Л. И. Шипунова, В. Н. Флоренсова, С. И. Телятьева, И. М. Костюкевича по ст. 58-13 УК РСФСР.

о.Павел (Павловский Петр Андреевич), архиепископ

о.Ираклий (Попов), епископ, Туруханский край, 1930г.
В 1937-1938 годах в Иркутской области было репрессировано около 50 священников, большинство из них было приговорено к расстрелу, в т. ч. служители Преображенской церкви Ф. Ф. Верномудров, И. Н. Шабалин, И. И. Попов, И. И. Анисимов, священник Знаменской церкви Я. П. Тараненко, бывший секретарь управляющего Иркутской епархией И. М. Костюкевич. Не выдержав побоев и пыток, в тюремной больнице скончался в ноябре 1937 года архиепископ П. Павловский. Наибольшим репрессиям было подвергнуто духовенство Преображенской церкви – 10 чел., Иннокентьевской – 4, Владимирской – 3, Никольской – 3, Глазковско-Иннокентьевской – 1, Сретенско-Покровской – 1, Спасской – 1.
Позднее, при пересмотре дела в 1958 году было установлено, что все лица, проходившие по данному делу, репрессированы необоснованно, так как контрреволюционной церковно-монархической организации в действительности не существовало.
Одним из центров репрессий священнослужителей был поселок Залари, где находилась Заларинская Николаевская церковь. Служители церкви были репрессированы 2 февраля 1930 года. Среди них протоиерей Кузьма Александрович Толмачев и священник Лука Петрович Попов, в тот же день они были увезены в Иркутск и помещены в изолятор. Их обвиняли в том, что они систематически вели контрреволюционную агитацию, направленную против проводимых мероприятий советской власти: хлебозаготовок и др., кроме этого, являлись активными участниками колчаковской контрразведки.
В Заларях также проживали священнослужители, репрессированные из других регионов. Среди них Николай Андреевич Знаменский, уроженец с. Маковцы Дзержинского района Калужской области. В 1937 году он был сослан за веру на Сахалин. В 1945 году, в связи с переездом в поселок Залари Иркутской области его дочери Капиталины Николаевны, ему было разрешено поселиться в этом сибирском селе. У Николая Андреевича было два сына: Владимир и Сергей, дочь Капиталина. Жена Николая Андреевича и его сын Владимир умерли от голода в 1930-е годы на родине в Калужской области.
По данным Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива новейшей истории, в период сталинских репрессий 1930–1953 годы за «контрреволюционные» преступления были осуждены 5 миллионов человек, из которых 1 миллион были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Масштабы сталинских репрессий стали известны лишь после смерти И. В. Сталина.
В 1953 г. руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников. В 1955–1962 годах родственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была указана точная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными.
В 1987 году процесс реабилитации был возобновлен.
В память о политических заключенных 18 октября 1991 г. было принято Постановление Верховного Совета РСФСР № 1763/1-1 «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий».
30 октября стало официально признанным Днем памяти.
По материалам www. museum-irkutsk.com

Флоренцов В.Н.

Николай Андреевич Знаменский в окружении своей семьи