В этом году Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «Юлташ» отмечает круглую дату. 30 лет. И все эти годы «Юлташ» сделал очень много для сохранения традиций своего народа. А с недавних пор, в ряде школ Зиминского района Иркутской области появился даже учебный курс изучения чувашского языка — родного языка для школьников, которые живут в тех местах. Но обо всем по порядку…
«Юлташ» для всех хороший товарищ
Тридцать лет назад, в 1991 году в Иркутске был создан областной чувашский центр «Юлташ». Организатором стал бывший фронтовик Михаил Мефодьевич Романов. Его родители были одними из первых переселенцев, которые появились в Приангарье в начале прошлого века.
Интересна история создания самого центра. Михаил Мефодьевич тогда, в 1991 -ом, объявил об областном сборе чувашей области. На инициативу откликнулось более 120 человек. Они приехали из разных уголков региона, и позже организовали культурно-национальный центр чувашского народа, который назвали «Юлташ», что в переводе с чувашского означает «товарищ». И все эти годы организация заботится о сохранении традиций и культуры своего народа.


Автан — символ Акатуя (2021г.)

Например, в Зиминском районе есть небольшое село Новолетники, где сегодня по справке Росстата проживает менее пятисот человек. В основном это чуваши и русские. Там действует чувашский центр «Ентеш». В поселке Успенский 3-й – ТОС «Вучах» и местная «Булгаро-чувашская национальная культурная автономия «Куҫтуй».
На протяжении шести лет, начиная с 2015 года, в поселковой школе Масляногорска Зиминского района введены факультативные занятия с этнокультурным компонентом «Истоки чувашского народа», где школьники изучают язык, историю, культуру и традиции предков.
— Когда в Зиминском районе появился специальный учебный курс чувашского языка, к нам приехали представители из Тайшетского района, чтобы познакомиться с опытом работы по организации обучения, — рассказывает Вероника Тимофеева, руководитель национально-культурной автономии «Юлташ», — в Тайшете тоже захотели ввести в школе подобные программы обучения.
Без Акатуя весны не бывает
Ежегодно в апреле в Заларинском и Тайшетском районах проходит неделя чувашского языка, в ноябре — неделя чувашской вышивки, а также – торжества календарного цикла: «Раштав», «Сурхури», «Ҫаварни». Но особым вниманием пользуются праздники «Акатуй» и «Чӳклеме».
Так исторически сложилось, что именно земля Зиминского района стала основным местом компактного проживания чувашского народа. Всего же в Приангарье по информации Росстата проживает более 4000 чувашей. Они прибывали в три этапа. Первая миграция пришлась на начало прошлого века, 1900-1910 годы, когда в дореволюционной России проводилась переселенческая политика, вызванная аграрной реформой. Вторая волна стартовала в 1921 году. Тогда с Поволжья, где в те годы свирепствовал страшный голод, многие двинулись в Сибирь. А третий период чувашской миграции на восток России, к берегам Байкала, пришёлся на 1950-е годы: тогда тысячи рабочих рук требовались великим стройкам коммунизма.
На территории Зиминского района ежегодно проходит Акатуй – большой праздник, посвящённый первым весенним сельскохозяйственным работам. Символом Акатуя является петух или Автан, как называют его чуваши. Существует поверье: если запрячь петуха в маленький плуг и вспахать определенное место, то можно найти там сокровища. А еще вот говорят, что если петух проживет семь лет и снесет яйцо, то, привязав это яйцо себе подмышку, можно высидеть странное существо – куйкараш. Куйкараш может жить только в добром, чистом и дружном доме, где не ругаются и не ссорятся. Куйкараш приносит в дом богатство, но его постоянно нужно занимать работой. Однако радивые хозяева не должны перекидывать работу на духа, и у чувашей предусмотрены специальные слова, чтобы выпроводить незваного помощника. Для этого нужно сказать: «Куйкараш, сделай белое — черным, а чёрное — белым». Тут полномочия духа заканчиваются, как и поддержка семьи. Он плачет из-за невыполнимой задачи и покидает дом, отправляясь искать другого хозяина.

Характерны для Акатуя и другие традиции. Например, во время праздника проводится обряд «Ака пати» (Моление кашей) — по завершению вспашки в последнюю борозду погружаются кусочки хлеба, сыра и каши. «Ака пати» сопровождается молениями и направлен на задабривание духов для хорошего урожая.
Другая интересная традиция имеет осеннюю специфику. Она называется «Чӳклеме», и приурочена уже к окончанию работ в поле. Для поддержания хороших отношений с духами в рамках праздника проводится «Кӗр Сӑри». Если на Акатуе символом является петух, то на «Кӗр Сӑри» первой пищей считается курятина. Принято думать, что перья заколотых в этот праздник кур пригодятся духам предков для обновления подушек. «Кӗр Сӑри» переводится как «осеннее пиво». Этот напиток имеет у чувашей статус национального, он изготавливается массово и имеет много разновидностей в зависимости от рецептуры.
Заларинское кольцо и дегустация пива
Осенний праздник Чӳклеме и фестиваль осеннего пива «Кӗр Сӑри» ежегодно проходят в деревне Тагна Заларинского района. На эти мероприятия съезжаются фактически все пивовары из Зиминского, Заларинского и Тайшетского районов, которые до сих пор хранят секреты приготовления пива. Они соревнуются в конкурсе за звание лучшего пивовара. Помимо темы с пивом, в Заларинском районе действует гастрономический тур «Заларинское кольцо», в рамках которого участники могут познакомиться с чувашской кухней.

Кӗр сӑри тоже оброс традициями. Перед праздником принято складывать по кусочку съестного в ёмкость, которая затем выставляется к воротам, чтобы почтить память умерших. Иногда с этой целью зажигаются свечи. Считается, если со свечи обильно стекает воск, то душа горюет в загробном мире.

Традиция собрать «помин» для предков и духов, 2021г.
Есть у чувашей и своя банная мифология. Только, если у русских в бане живёт банник, то у чувашей — семья Ийя. Хозяева оставляют семье наказы, чтобы она следила за огнём, за водой, не давала распространяться плесени. После гигиенических процедур в баню положено пригласить мыться духов предков, а чтобы они мылись в чистоте, баню после себя следует убрать. На полатях надо оставить таз с водой, мыло, мочалку, полотенце, дать наказ семье Ийя проследить, чтобы духи хорошо помылись. Если семья Ийя не будет справляться со своей работой, то по весне их вынесут в ведре и оставят на льдине, чтобы вода унесла нерадивых управителей.
«Народные истоки» развивают ремесла
2010-е годы стали наиболее плодотворными для развития культурного самосознания прибайкальских чувашей. В течение этих десяти лет удалось возродить национальную вышивку с грамотно выверенной символикой, в основе которой лежат руны. Этому в автономии придают особое внимание: нельзя носить то, что не отражает истинной национальной культуры.
Сегодня чувашская вышивка претерпела значительную эволюцию и своим рисунком повторяет очертания пластинчатого доспеха, какие раньше носили предки чувашей. На манер шлемов разрабатываются и аутентичные головные уборы. В планах — подготовить профессиональных хореографов, которые смогут заняться возрождением чувашских танцев.

В ближайших планах «Юлташа» — открытие этнопарка. Продолжается работа над проектом «Поднялся сам, вспомни о своих предках», нацеленным на пробуждение интереса к истокам чувашской культуры — к булгарскому прошлому. Сейчас в этом направлении работает мастерская «Народные истоки».
И, как это обычно бывает, рост интереса к традициям предков рождает новые традиции. Так, в старину мастером устного народного творчества у чувашей был «юрась» — так называли сказителя, который по памяти исполнял древние легенды, иногда добавляя художественную импровизацию. Так вот, с недавних пор на мероприятиях, посвящённых чувашской песне, устоялся следующий обычай исполнения: сперва юрась произносит старинный куплет на русском языке, а затем включается хор, повторяющий строки в оригинале. Это позволяет непосвящённым слушателям погрузиться в смысл происходящего, а затем услышать исконное эпическое звучание. Иными словами, в Приангарье юрась умеет работать уже не один, а в паре с музыкальным коллективом.

С особым вниманием «Юлташ» относится к своим соотечественникам, деятельность которых важна для всей страны, кто стал знаменитым ученым, писателем, художником, кто многое сделал для развития Приангарья. Так, с 2019 года в областном центре проходят Бичуринские чтения, названные по имени Никиты Бичурина, первого китаеведа общеевропейского масштаба, трудившегося в Иркутске в начале позапрошлого века. С того же года в Зиме проводятся ежегодные выставки работ Владимира Мешкова, автора множества цветных линогравюр. Семья Мешкова приехала в Иркутскую область, когда он был ещё ребёнком. Подобные мероприятия призваны расширить интерес к этнокультуре через знакомство с трудами и творчеством знаменитых чувашей. Обсуждения и научные статьи смогли подготовить базу для возрождения многих традиций, которые затем стали воспроизводиться в чувашском обществе Приангарья.
Сами чувашские традиции гармонично вплетены в этнокультурный узор Иркутской области и их развитие сегодня происходит по двум направлениям. Первое – это развитие всего народного, идущего из прошлого, что позволяет сохранять наиболее устойчивые обычаи. А второе – это координация и объединение усилий и людей, которые сегодня неравнодушны к чувашской культуре. Традиции чувашей совмещают в себе простоту и практичность, но при том остаются интересными и открытыми для всех жителей области.
Максим Захаров, волонтер проекта «Этнотрадиция»
Автор фото: Анна Диденко
Фотографии из архива В. Тимофеевой и чувашской автономии «Юлташ»
Материал подготовлен в рамках проекта «Этнотрадиция» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Президентский фонд культурных инициатив
