В рамках проекта «Этнотрадиция» сегодня мы расскажем о том, как свои обычаи сохраняют представители армянской диаспоры Иркутской области.
Армяне прибывали в Приангарье на протяжении всего XX века. Однако, как это нередко бывает, переселения были вызваны весьма драматичными событиями – землетрясением 1988 года в Спитаке и карабахским конфликтом. Всего, по информации Иркутского армянского культурного центра, в области проживает 14 000 армян, и из них более 40% (шесть тысяч) — в Иркутске. Поначалу они приезжали в сибирский регион к родственникам и знакомым, и со временем сформировали диаспору, а потом объединились в национальное культурное сообщество.
Кстати говоря, сегодня в Иркутской области несколько армянских национально-культурных центров, и не только в Иркутске – есть свой армянский центр и в Братске.

Когда собираются все вместе, то, конечно, стараются говорить на своем языке, петь свои песни, танцевать свои танцы. Люди с жизненным опытом начинают задумываться, как сохранить свои обычаи, традиции и культурные ценности для молодого поколения. Это желание – сохранить свой родной язык и культуру становится импульсом и движущей силой для создания разных проектов.
Армянская народная культура довольно динамична для Сибири, и её поддержание здесь имеет свои особенности. В обществе, где уже сосуществуют разные культуры, нужно уметь представить себя и свои традиции, вызвать интерес, привлечь и по-хорошему «заразить» своей культурой как своих соотечественников, так и людей другой национальности. Но армянская музыка и хореография – это искусство очень красивое и древнее, которое никого не оставляет равнодушным.
Армянский танец родом из древности
И в Иркутске именно армянская музыкальная культура, в частности, выступления танцевального коллектива «Урарту» имеет много поклонников и пользуется наибольшим успехом (см.фото на обложке).
Ансамбль «Урарту» был создан еще в 2003 году, и своим оригинальным названием обязан основательнице, Гаяне Брсоян. Она подумала, что армянским детям и подросткам здесь, в Иркутске, было бы полезно напомнить о древнем прообразе современного Армянского государства, подчеркнуть преемственность исторической памяти и традиций. Сейчас в ансамбле 10 танцоров, и они разделены на три уровня по степени подготовки.
В феврале этого года «Урарту» отметили на Байкальском международном ART — фестивале «Vivat, талант!». Танцоры получили приз фестиваля, и затем прекрасно выступили на городском фестивале-конкурсе «Иркутск – танцующий город», посвященном 360-летию областного центра.
Визитной карточной коллектива является «кочари» — древний танец, изначально имевший обрядовое значение. Так, ещё до нашей эры первобытные охотники перед отправкой на промысел уходили в пещеру и танцевали «кочари». Телодвижения танца повторяют движения некоторых животных, и охотники считали необходимым получить таким образом благословение на удачную охоту. Новые смыслы в «кочари» принёс XX век. Сохранилась видеозапись, на которой армяне-красноармейцы исполняли традиционный танец в Берлине в мае 1945 года, и после этого «кочари» в армянском народном сознании стал ещё и танцем победителей.
В «Урарту» решили несколько переосмыслить традиционное исполнение, изменив музыку на современную, и пришли к положительному результату: «кочари» оказался до такой степени «вне времени», что тысячелетние движения органично слились с динамичной танцевальной музыкой XXI века. Такая находка пришлась по вкусу и зрителю, можно даже сказать, что современная аранжировка музыки подстегнула интерес к коллективу и армянской культуре в целом. Правда, исполнять «кочари» каждый раз в «Урарту» не могут: в коллективе не так много юношей для этого традиционно мужского танца. Помимо «кочари», «Урарту» также исполняет смешанный народный танец «арцах» и женский народный танец «ехек».
Сообщества как проводники традиций
Помимо «Урарту», армянские музыкальные традиции в Приангарье сохраняют вокально-инструментальный коллектив «Великолепная семёрка» и танцевальная студия «Таш-Туш», специализирующаяся на разных танцах кавказских народов. Свою деятельность коллективы осуществляют как самостоятельно, так и при содействии армянских национально-культурных центров, прежде всего — Иркутского армянского культурного общества
В Иркутске есть шахматная школа имени Тиграна Петросяна при культурном центре для взрослых и детей, а также армянская воскресная школа, в которой изучаются язык и история Армении. Отдельным пунктом для гордости организаторов является то, что в обеих школах обучаются не только армянские дети, но и люди других национальностей, просто иркутяне, что говорит о притягательности армянской культуры для жителей региона, а также их гостеприимстве и добрососедстве.

Кстати, само культурное общество было зарегистрировано почти 30 лет назад, — в 1993 году. Общий подход диаспоры к сохранению своих традиций довольно консервативен, и важную роль в нём играют личные контакты и живое общение. Поэтому, особую значимость приобретают собрания, места проведения которых также являются центрами армянских традиций. В Иркутске это – сам культурный центр, который армяне называют общиной, и банкетный зал «Старый Гюмри», который назван в честь культурной столицы Армении.
Здесь, в «Старом Гюмри» иркутские армяне проводят и традиционные национальные торжества, отмечают праздники. 7 апреля иркутские армяне, как и вся Армения, празднуют День материнства и красоты. Как известно, весь христианский мир в этот день отмечает Благовещение Пресвятой Богородицы. Оказывается, испокон веков армяне именно в этот день чествуют своих женщин. Поэтому в 90-х годах праздник вернули и он получил статус национального как День материнства и красоты. При этом, конечно, никто не отменял для армянских женщин и 8 марта, Международный женский день. И как говорят сами армяне, они поздравляют своих женщин не один день, а весь месяц. Время с восьмого марта до седьмого апреля называют в Армении женским месяцем. И наверное, это неслучайно — в армянских семьях всегда по-особому относились к матери.

На фото: празднование Дня материнства и красоты
Также один из наиболее любимых праздников у армянского народа — Терендез. Он отмечается 13 февраля, имеет языческие корни, но в то же время связан с христианством. Это праздник почитания солнца и огня, которые символизируют скорый приход весны. Перевести само название можно как «владыка, смотри своего сына».
И здесь уже Терендез связан с христианством, а именно – с сороковым днём от рождения Иисуса, когда Богородица отнесла его в храм, дом бога , чтобы показать Небесному отцу его сына. Главной особенностью Терендеза является костёр, через который, взявшись за руки, прыгают молодые пары. Считается, что те пары, которые в прыжке не разожмут рук, создадут крепкую семью. А пока они прыгают, пожилые люди посыпают их семенами пшеницы и конопли, желая семейного благополучия. Также вокруг костра водятся хороводы – положено сделать семь кругов.

На фото: подготовка к Терендезу
Вардавар и фруктовая Елочка
Но, если Терендез пока распространён в основном среди самих армян, то другой праздник – Вардавар – в большей степени способствует популяризации армянской культуры. Он также имеет языческие корни, и сопровождается обливанием друг друга водой. В Иркутске Вардавар проводится официально, и последний раз организовывался 2 августа 2019 года. К сожалению, два лета подряд из-за коронавирусных ограничений праздник не проводился. А раньше обычно Вардавар всегда проходил на острове «Юность», там же в этот день можно было попробовать блюда армянской кухни, поучаствовать в спортивных конкурсах и викторинах. Организаторы и горожане выражают надежду на то, что после пандемии Вардавар вернётся в Иркутск.

На фото: Вардавар на острове Юность в г.Иркутске
Есть среди армян Иркутска и более локальные этнические традиции. Так, например, ёлку в некоторых армянских семьях на Новый год украшают не игрушками, а фруктами, а иногда -орехами. Они символизируют продолжение жизни в зимний период. Многие армяне верят, что сама идея новогоднего дерева пошла от них, и изначально таким деревом было не привычное хвойное, а… персиковое. По легенде однажды на горе Арарат не растаял снег и холода спустились в долину, отец прародителя армян Айка — Торгом выворотил персиковые деревья с корнями и отнёс домой, чтобы спасти. Другие последовали его примеру.
Другая традиция присуща в основном сельскому населению Армении. Она связана с приходом осени и приурочена к окончанию полевых работ для сельчан. Жители деревни сами устанавливали дату праздника и выбрали определенный двор, где и собирались, чтобы праздновать вместе. Считалось, что это ,прежде всего, праздник молодых. Они на нем – главные действующие лица. Вместе они готовили эришта – макароны. Пока поднимается тесто, вокруг него водятся хороводы, звучит живая музыка. Задача таких собраний – перезнакомить молодых людей, в частности парней и девушек. Ведь после уборки урожая самое лучшее время для того, чтобы гулять свадьбы! В деревнях такой обычай практиковался до 1960-х годов. Сегодня домашнее изготовление эришты вновь возвращается, нередко оно используется как повод для знакомства.
Сегодня армянские традиции уверенно пробивают дорогу к сердцам жителей Иркутской области, опираясь на схожие традиционные ценности и культурный колорит сибиряков. Ведь в настоящее время в Сибири проживает около 200 разных национальностей, 37 из них — в Иркутской области.
Максим Захаров
Фотографии предоставлены из архива Иркутского армянского культурного общества
Фото на обложке: выступление ансамбля «Урарту»
