В рамках проекта «Этнотрадиция» сегодня мы расскажем о том, как свои обычаи сохраняют представители армянской диаспоры Иркутской области.

Армяне прибывали в Приангарье на протяжении всего XX века. Однако, как это нередко бывает, переселения были вызваны весьма драматичными событиями –  землетрясением 1988 года  в Спитаке и карабахским конфликтом. Всего, по информации Иркутского армянского культурного центра, в области проживает 14  000  армян, и из них более 40%  (шесть тысяч) — в Иркутске.  Поначалу они приезжали в сибирский регион к родственникам и знакомым, и со временем  сформировали диаспору, а потом  объединились в  национальное культурное сообщество.

Кстати говоря, сегодня в Иркутской области несколько армянских национально-культурных центров, и не только в Иркутске – есть свой армянский центр и в Братске.

Армянский национальный танец (ресторан «Старый Гюмри», г.Иркутск)

Когда  собираются все вместе, то, конечно, стараются говорить на своем языке, петь свои песни, танцевать свои танцы. Люди с жизненным опытом начинают задумываться, как сохранить  свои обычаи, традиции и  культурные ценности для  молодого поколения.  Это желание – сохранить свой родной язык и культуру становится импульсом и движущей силой для создания  разных проектов.

Армянская народная культура довольно динамична для Сибири, и её поддержание здесь имеет свои особенности. В обществе, где уже сосуществуют разные культуры,  нужно  уметь представить себя и свои традиции, вызвать интерес, привлечь и по-хорошему «заразить»  своей культурой как своих соотечественников, так и   людей другой национальности.  Но армянская музыка и хореография – это искусство очень красивое и древнее, которое никого не оставляет равнодушным.

Армянский танец родом из древности

И в Иркутске  именно  армянская музыкальная культура, в частности,  выступления танцевального коллектива «Урарту»  имеет много поклонников и пользуется наибольшим успехом (см.фото на обложке).

Ансамбль «Урарту»  был создан  еще в 2003 году, и  своим оригинальным названием обязан основательнице, Гаяне Брсоян. Она подумала, что армянским детям и подросткам здесь, в Иркутске, было бы полезно напомнить о древнем прообразе современного Армянского государства, подчеркнуть преемственность исторической памяти и традиций. Сейчас в ансамбле  10 танцоров, и они разделены на три уровня по степени подготовки.  

В феврале  этого  года  «Урарту»  отметили на Байкальском международном ART — фестивале «Vivat, талант!». Танцоры получили приз фестиваля, и  затем  прекрасно  выступили на  городском фестивале-конкурсе «Иркутск – танцующий город», посвященном 360-летию  областного центра.

Визитной карточной коллектива является «кочари» — древний танец, изначально имевший обрядовое значение. Так, ещё до нашей эры первобытные охотники перед отправкой на промысел уходили в пещеру и танцевали «кочари». Телодвижения танца повторяют движения некоторых животных, и охотники считали необходимым получить таким образом благословение на удачную охоту.  Новые смыслы в «кочари» принёс XX век. Сохранилась видеозапись, на которой армяне-красноармейцы исполняли традиционный танец в Берлине в мае 1945 года, и после этого «кочари» в армянском народном сознании стал ещё и танцем победителей.

 В «Урарту» решили несколько переосмыслить традиционное исполнение, изменив музыку на современную, и пришли к положительному результату: «кочари» оказался до такой степени «вне времени», что тысячелетние движения органично слились с динамичной танцевальной музыкой XXI века. Такая находка пришлась по вкусу и зрителю, можно даже сказать, что  современная  аранжировка  музыки подстегнула интерес к коллективу и армянской культуре в целом. Правда, исполнять «кочари» каждый раз в «Урарту» не могут: в коллективе не так много юношей для этого традиционно мужского танца. Помимо «кочари», «Урарту» также исполняет смешанный народный танец «арцах» и женский народный танец «ехек».

Сообщества как проводники традиций

Помимо «Урарту», армянские музыкальные традиции в Приангарье сохраняют вокально-инструментальный коллектив «Великолепная семёрка» и танцевальная студия «Таш-Туш», специализирующаяся на разных  танцах кавказских народов. Свою деятельность коллективы осуществляют как самостоятельно, так и при содействии армянских национально-культурных центров, прежде всего — Иркутского армянского культурного общества

В  Иркутске   есть шахматная школа имени Тиграна Петросяна при культурном центре для взрослых и детей, а также  армянская воскресная школа, в которой изучаются язык и история Армении.  Отдельным пунктом для гордости организаторов является то, что в обеих школах обучаются не только армянские дети, но и люди других национальностей,  просто иркутяне, что говорит  о притягательности армянской культуры для жителей региона, а также их гостеприимстве и добрососедстве.

Посол Армении в России Вардан Тоганян в Иркутском армянском культурном обществе, 2019г.

Кстати, само культурное общество было зарегистрировано почти 30 лет назад, —  в  1993 году.  Общий подход диаспоры к сохранению своих традиций  довольно консервативен, и важную роль в нём играют личные контакты и живое общение. Поэтому, особую значимость приобретают собрания, места проведения которых также являются центрами армянских традиций. В Иркутске это – сам культурный центр, который армяне называют общиной, и банкетный зал «Старый Гюмри», который назван в честь  культурной столицы Армении.

Здесь, в «Старом Гюмри» иркутские армяне  проводят и традиционные  национальные  торжества, отмечают праздники. 7 апреля иркутские армяне, как и вся Армения, празднуют День материнства и красоты. Как известно, весь христианский мир в этот день отмечает Благовещение Пресвятой Богородицы. Оказывается, испокон веков армяне именно в этот день чествуют своих женщин. Поэтому в 90-х годах праздник вернули и он получил статус национального как День материнства и красоты. При этом, конечно, никто не отменял для армянских женщин и 8 марта, Международный женский день. И как говорят сами армяне, они поздравляют своих женщин не один день, а весь месяц. Время с восьмого марта до седьмого апреля называют в Армении женским месяцем. И наверное, это неслучайно — в армянских семьях всегда по-особому относились к матери.

 На фото: празднование Дня материнства и красоты

Также один из наиболее любимых праздников  у армянского народа —  Терендез.  Он  отмечается 13 февраля,  имеет  языческие корни, но   в то же время  связан с христианством.   Это праздник почитания солнца и огня, которые  символизируют скорый приход весны. Перевести само название можно как «владыка, смотри своего сына».

И здесь уже   Терендез связан   с христианством, а именно – с  сороковым  днём от рождения Иисуса, когда Богородица отнесла его в храм, дом бога , чтобы показать Небесному отцу его сына. Главной особенностью Терендеза является костёр, через который, взявшись за руки, прыгают молодые пары. Считается, что те пары, которые в прыжке не разожмут рук, создадут крепкую семью. А пока они прыгают, пожилые люди посыпают их семенами пшеницы и конопли, желая семейного благополучия. Также вокруг костра водятся хороводы – положено сделать семь кругов.

На фото: подготовка к Терендезу

Вардавар и фруктовая Елочка

Но, если Терендез пока распространён в основном среди самих армян, то другой праздник – Вардавар – в большей степени способствует популяризации армянской культуры. Он также имеет языческие корни, и сопровождается обливанием друг друга водой. В Иркутске Вардавар проводится официально, и последний раз организовывался 2 августа 2019 года. К сожалению, два лета подряд из-за коронавирусных ограничений праздник не проводился. А раньше обычно Вардавар всегда  проходил  на острове «Юность», там же в этот день можно было попробовать блюда армянской кухни, поучаствовать в спортивных конкурсах и викторинах. Организаторы и горожане выражают надежду на то, что после пандемии Вардавар вернётся в Иркутск.

На фото: Вардавар на острове Юность в г.Иркутске

Есть среди армян Иркутска и более локальные этнические традиции. Так, например, ёлку в некоторых армянских семьях на Новый год украшают не игрушками, а фруктами, а  иногда  -орехами. Они символизируют продолжение жизни в зимний период. Многие армяне верят, что сама идея новогоднего дерева пошла от них, и изначально таким деревом было не привычное хвойное, а… персиковое. По легенде    однажды на  горе Арарат не растаял снег и холода спустились в долину, отец прародителя армян Айка — Торгом  выворотил персиковые деревья с корнями и отнёс домой, чтобы спасти. Другие последовали его примеру.

Другая традиция присуща в основном сельскому населению Армении. Она связана с приходом  осени и приурочена к окончанию полевых работ для сельчан.  Жители деревни  сами устанавливали дату праздника и выбрали  определенный   двор, где  и собирались, чтобы праздновать вместе.  Считалось, что это ,прежде всего,   праздник молодых.  Они на нем – главные действующие лица.  Вместе они готовили эришта – макароны. Пока поднимается тесто, вокруг него водятся хороводы, звучит живая музыка. Задача таких собраний – перезнакомить молодых людей, в частности парней и девушек.   Ведь после уборки урожая самое  лучшее время для того, чтобы гулять свадьбы!  В деревнях такой обычай практиковался до 1960-х годов. Сегодня домашнее изготовление эришты вновь возвращается, нередко оно используется как повод для  знакомства.

Сегодня  армянские традиции  уверенно пробивают дорогу к сердцам жителей Иркутской области, опираясь на схожие традиционные ценности и культурный колорит сибиряков. Ведь  в настоящее время в Сибири проживает около 200 разных национальностей, 37 из них — в Иркутской области.

Максим Захаров

Фотографии предоставлены из архива  Иркутского армянского культурного общества

Фото на обложке: выступление ансамбля «Урарту»

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.