Давайте вспомним Надю Рушеву, уникальную девочку, которая за свою короткую жизнь — всего 17 лет — оставила очень яркий след на Земле. В этом году исполняется 70 лет со дня ее рождения.

Надя родилась 30 января 1952 года в Монголии в Улан-Баторе в семье русского театрального художника Николая Рушева и тувинской балерины Натальи Ажикмаа. Знакомство родителей НАди произошло в Тувинском музыкально-драматическом театре, где они вместе работали, а в 1950 году их командировали в дружественную Монголию, где Наталья стала работать педагогом-балетмейстером, а Николай театральным художником. Однако, вскоре после рождения дочери семья вернулась в Россию — в Москву, родной город отца Нади.

Надя в детстве с родителями

Рисовать девочка начала в раннем возрасте, уже с пяти лет она рисовала целые серии рисунков к своим любимым книжкам и сказкам. Родители заметили, что она рисует почти без перерыва, с утра и до вечера. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

И это не были детские рисунки. Персонажи были вполне узнаваемы, в них чувствовался характер героев, фигуры не были статичными. Сейчас эти рисунки хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Первая выставка её рисунков была организована журналом «Юность» в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. Осенью того же года 80 ее рисунков выставляются в главном здании МГУ. Впереди ее ждала слава книжного графика, хотя сама юная художница после школы хотела поступать во ВГИК, стать мультипликатором. Ее обещали взять без экзаменов.

Рисование стало для Нади жизненной потребностью. Каждый вечер она садилась к столу брала альбом и рисовала, выплескивая на бумагу впечатления прожитого дня. У Нади была необыкновенная способность.
Она никогда не делала никаких набросков, эскизов и даже не пользовалась ластиком.
Каждый штрих ложился именно туда, куда было нужно. Когда её спрашивали, как ей это удается, она говорила:

«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

В 1962 году Надя начала заниматься в только что открывшемся Дворце Пионеров на Ленинских горах у педагога Людмилы Александровны Магницкой, которая сразу поняла, с каким уникальным дарованием ей пришлось столкнуться.
При жизни юной художницы прошло 15 её персональных выставок, в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. С каждым годом её работы становились все серьёзнее. Она создает большие циклы иллюстраций к «Войне и миру»

В 1966 году произошло огромное событие в культурной жизни нашей страны. В журнале «Москва» впервые публикуют роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Надя Рушева, которой в это время было всего 14 лет, создаёт цикл иллюстраций к бессмертному произведению, который специалисты и сегодня считают лучшими из всех созданных за более чем 50 лет прошедших со дня первой публикации романа. К сожалению, это был последний цикл её работ.

Выставка работ Нади Рушевой в Москве в театре «Сфера»

28 февраля 1969 года Надя Рушева и вместе с отцом отправились в Ленинград, где она принимала участие в съемках документального фильма «Моя Пушкиниана». На следующий день после возвращения домой, она встала, с аппетитом позавтракала, и начала собираться в школу.
Отец, находившийся в другой комнате, вдруг услышал вскрик и звук падения тела в прихожей. Кинувшись к дочери, Николай Константинович увидел, что девочка лежит на полу без сознания.
Приехавшая скорая помощь забрала Надю в больницу, где та скончалась через несколько часов. Причиной трагедии стала врожденная аневризма сосуда головного мозга, внезапный разрыв которой, привел к кровоизлиянию.

Юная художница похоронена на Покровском кладбище находящемся неподалёку от парка Царицыно.На памятнике изображён «Маленький кентаврик», которого Надя нарисовала для цикла « «Мифы древней Греции».

В 1975 году рядом с дочерью был похоронен отец Никлай Константинович, в 2015 мама Наталья Дойдаловна.

После смерти юной художницы осталось около 12 тысяч рисунков.

Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.

Так же работает музей Нади Рушевой в Московской школе № 470, где она училась и которая сегодня носит ее имя.

После смерти Надежды Рушевой прошло более 160 её выставок Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Исследователи творчества Нади Рушевой пишут, что при рождении родители назвали девочку Найдан. По — монгольски оно означает «Вечно живущая». Может быть в этом и был смысл её такой короткой, но столь яркой жизни? Девочка, прожившая всего 17 лет, будет вечно жить в своих рисунках…

Нынче в память о Наде Рушевой в Москве в музее Пушкина открылась 26 января выставка ее работ, а позже в театре «Сфера» и в день ее рождения 30 января — в Улан-Баторе в Русском Доме также открылась выставка рисунков Нади Рушевой. Несколько лет назад в 2017 году в столице Монголии, в Национальном историческом музее, проходила выставка работ Нади Рушевой.

Выставка в Русском доме в Улан-Баторе

«Именно в музее Пушкина музее Надя — не чужая. Она приходила сюда когда-то вместе с отцом, общалась с сотрудниками, делала зарисовки, — пишет журналист «РГ» Наталья Лебедева. — Подарила музею несколько своих картин. А позже, в 90-е, ее мама Наталья Дойдаловна передала в музей почти все ее работы, хранившиеся в семье, а это более 3,5 тысячи листов. Наде повезло родиться в творческой семье: ее мама Наталья Ажикмаа — известная тувинская балерина, отец Николай Рушев — успешный театральный художник. Когда пятилетняя Надя взяла в руки карандаш и начала рисовать, он первым понял, что у его дочери талант от бога и… решил не отдавать ее в художественную школу. Ее никто и никогда не учил рисовать. Она рисовала то, что чувствовала. Линии ложились уверенно и твердо. «Феномен!» — говорили вокруг. В рисунках находили внутреннюю глубину и честность художественного взгляда».

Также в Москве в фойе театра «Сфера» открылась выставка «Такая разная Надя Рушева…» В экспозиции представлены работы из фонда Школьного мемориального музея художницы.

Как рассказал заслуженный художник России и главный художник театра “Сфера” Владимир Солдатов, в школе хранится около полутора тысяч оригиналов работ, остальные находятся в музее А.С. Пушкина.По словам руководителя Школьного мемориального музея Нади Рушевой Наталии Усенко, талант художницы, свобода и непосредственность образов нашли впоследствии много подражателей. Её особый авторский стиль имел всемирный успех. В юном возрасте художница чутко понимала и глубоко чувствовала людей, умела проникать в самую суть вещей.

Надины рисунки в театре «Сфера»

Она напомнила, что выставка работ Нади Рушевой уже проходила в театре «Сфера» в феврале 2014 года и называлась «Зорко одно лишь сердце». Сюда входили циклы «Пушкиниана» и «Маленький принц». Также совместно с Музеем в разные годы театр проводил ряд творческих встреч, вечеров и мероприятий.

На этот раз выставка в драматическом театре «Сфера» собрана из разных циклов работ Нади Рушевой. Отдельную стену заняли рисунки из цикла «Современность», большинство из которых никогда не выставлялись ранее. Одна из интересных работ под названием «Долой стыд!» была написана Надей Рушевой в 60-х. Смело и без пошлости художница изобразила образ обнаженной женщины. Аналогично в иллюстарации к «Мастеру и Маргарите» она показала образ Геллы.Цикл юмористических рисунков был создан под влиянием любимого музыкального жанра Нади. Художница была без ума от рок-н-рола, что сумела успешно отразить в образах стиляг. Музыкальная культура и мода вызывали у нее веселое настроение, а над стилягами она даже немного посмеивалась. Персонажи получались довольно причудливыми.

С юмором были написаны «Толстухи» и серия работ по мотивам стишка «У попа была Собака».

За годы творчества Надя Рушева создала неповторимый стиль рисунка, где главенствует ее знаменитая летучая линия.  Без всяких штрихов и оттенков цвета она могла изобразить и характер, и сюжет одновременно. Художнице достаточно было нанести всего несколько линий на бумагу, чтобы раскрыть персонаж.

До 90-х годов выставки работ Нади Рушевой проводились значительно чаще. Только прижизненных выставок художницы состоялось около 160. Девушка умерла в возрасте 17 лет. Бытует мнение, что славу художница снискала своим ранним уходом из жизни, но это не так. В действительности же первая серьезна выставка рисунков Рушевой прошла, когда девочке было двенадцать лет. Именно тогда на художницу обрушилась популярность. Повышенный интерес к ее творчеству нисколько не испортил характер девочки, она продолжала рисовать в своё удовольствие.

Маленький принц

Маленький кентаврик

Матери защищают детей от бомб

Пьер Безухов, «Война и мир»

Создание рисунков было для неё способом общения с миром. С самых ранних рисунков Нади Рушевой в её работах прослеживалась динамичность, что совсем не свойственно для рисунков маленьких детей. Обычно дети рисуют что-либо в статичных позах, а тут присутствует экспрессия. Мама Нади, тувинка по национальности, была балериной. Отсюда взялись рисунки на тему национальных тувинских танцев и балета. Суть материнской любви художница показала в одной из самых сильных своих работ из цикла «Великая Отечественная война». Рисунок изображает матерей, которые стараются руками защитить детей от бомб.В 60-е годы Надя создала несколько рисунков на библейскую тематику. Убежденная пионерка рисовала ангелов, мучениц, Адама и Еву.

По материалам www.politforums.ru, www.moydom.moscow, www.rg.ru

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.