Когда мы отправляемся в путешествие по другим городам и странам, то каждый из нас с удовольствием любит бродить по старинным улочкам исторических городов. И при этом, неважно где мы – в Иерусалиме или в Будапеште, в Лондоне или Петербурге, в Тоскане или Стамбуле…Старина притягательна, она завораживает, вызывает множество вопросов и ассоциаций, дает новые знания о том, как люди жили раньше – до нас, сегодняшних.

На фото автора (2020): «Дом Европы» в г.Иркутске — историко-архитектурный комплекс; гостевой, туристско-деловой центр администрации города Иркутска. Дом-усадьба строился в середине ХIХ века и принадлежал купцу А.И.Шастина. Нынешний вид усадьба приобрела в 1907 году. Именно тогда появилась основная часть украшений, а дом стал называться «Кружевным домом».
Как были устроены их дома и рынки, каким камнем мостили мостовые, как открывались двери и почему на зданиях барельефы и скульптуры, почему дома выделялись своими окнами и наличниками? Почему и зачем? И когда …
Интерес к старине – это историческая память поколений, которая передается большинству на каком-то неведомом уровне.
Может быть, это такой особый код человеческого подсознания…Но что бы это ни было, понятие «старый город» вызывает очень четкий ассоциативный ряд, и большинство из нас с огромным удовольствием соприкасаются со старым городом. Кто-то предпочитает жить именно в старой части городов, считая эти районы более настоящими и коренными, нежели современную застройку.
Увы, новый стиль наступает на старые города, зачастую разрушая очень ценные памятники архитектуры. Что касается Иркутска, то здесь на протяжении ряда лет ведется война между старым и новым городом.
Новому городу необходимы площадки для безликих зданий из стекла и бетона, и за ним стоят заинтересованные лица, а старый город не всегда может выдержать этот наглый натиск, у него не хватает ресурсов и, прежде всего, финансовых.

Буквально на прошлой неделе в Иркутске в самом центре горели два двухэтажных дома, оба включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации.
Фото с сайта www.irk.ru (февраль 2021)
Один из них (на фото) расположен на улице Бабушкина, которая практически вся состоит из деревянных домов прошлого века. Дом, который горел, был построен в 1898 году и известен как «Доходный дом И.И. Трутневой». И к большому сожалению, пострадали не просто старинные особняки, квартиры и имущество жильцов. На пожаре погибла женщина.
Сейчас идет следствие, выясняются причины пожаров. По предварительной оценке одной из возможных причин возгорания называют неисправности с электропроводкой.
Но всего этого можно избежать, если заниматься проблемами старого города системно. Необходима долгосрочная программа реконструкции с конкуретным перечнем объектов и графиком их восстановления и решения вопросов с жильем для тех, кто проживаает в старых особняках.
Сарый город может и должен развиваться. Кстати, он более экологично входит в современность и может быть более ценным капиталом любого исторического города. Одним словом, вкладывать средства сейчас нужно именно в старый облик городов, т.к. эти инвестиции принесут гораздо большую прибыль в будущем.

На фото автора: слева- старые дома на ул.Подгорной (2020); 130 квартал в Иркутске (январь 2021)

Как раз об этом пишет молодой исследователь и архитектор Анастасия Малко в своей книге, которая была выпущена издательством «Курс» в Москве. Книга называется «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров». Прежде всего, она предназначена сообществу историков, архитекторов, преподавателей, но будет интересна также читателю, который не равнодушен к теме сохранения исторического наследия городов.
И сегодня мы предлагаем небольшое интервью с Анастасией Малько.
Корр:- Анастасия, Ваша книга вышла вначале на немецком языке, и только через два года – здесь у нас в России. С чем это связано?
— Получилось так, что в ходе работы над магистерской, а затем кандидатской диссертациями с 2009 по 2019 годы мною было собрано очень много материала, проанализирован опыт реорганизации и благоустройства исторической городской среды и реставрации объектов трех немецких кварталов Ойсере Нойштадт, Иннере Нойштадт и Блазевитц-Штризен в городе Дрездене. Эти кварталы сохранили дух старины, историческая застройка не только живет, но и по новому развивается. Проводятся городские фестивали и праздники. Именно развитие общественных пространств дает новую жизнь историческому кварталу.

Параллельно было проведено сопоставление документов по охране историко-культурного наследия в Германии и России, проведен анализ стратегии, методов и инструментов и методик немецкой практики на примере города Дрездена и возможности их применения в городе Иркутске.
Одним словом, за 10 лет накопилась целая книга, которая и была издана.
На фото Е.Фридрих: Фестиваль театра и света «Шаубудензоммер» (2010), Район Ойсере Нойштадт, г.Дрезден
Особенность этого исследования еще в том, что мои работы были на немецком языке. И вот с 2017 по 2019 годы после защиты диссертации в Техническом университете города Дрездена результаты были подготовлены к изданию на немецком языке и опубликованы в Берлине в издательстве Logos Verlag Berlin.

На фото Е.Фридрих: Фестиваль Бунте Републик Нойштадт ( 2007) , Район Ойсере Нойштадт, г.Дрезден
Корр:- Что подвигло Вас к этой теме? Это какая-то особая любовь к родному городу или напротив исследовательский интерес к западному опыту?
-Думаю, что это синергия первого и второго. Мне был интересен западный опыт, и сейчас я также занимаюсь изучением сохранения и развития микрорайонов панельной застройки в Германии и опыт перенесения немецких стратегий для России. Параллельно идет другой проект о применении французского опыта реставрации и реконструкции архитектурно-исторической среды для исторических российских городов.
Но у меня был очень прикладной и направленный интерес. Я люблю Иркутск, его старый город, который в массе своей был деревянный. Эти дома строились из сибирских пород деревьев – лиственницы и сосны, и строились на века. И в Иркутске многое, действительно, сохранилось из прошлых веков. Старинные купеческие особняки, массивы деревянной застройки и целые улицы, где до сих пор в деревянных домах живут люди.
Зачастую это одно или двухэтажные дома, встречаются с балконами и мезонинами…

Красивые наличники на окнах, уникальные ставни, украшенные деревянной резьбой. Когда идешь по старым иркутским улицам, словно попадаешь в совсем другое столетие. Здесь чувствуется дух истории! И конечно, меня, как архитектора и исследователя исторический город очень интересует и мне хочется, чтобы он максимально был сохранен.
При этом, как специалист я понимаю, что самый лучший путь сохранения исторической постройки – это ее грамотное встраивание в современную жизнь города. Чтобы история и современность уживались мирно, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Идея о проведении исследования потенциала исторической застройки Иркутска и поисков новых методов для его сохранения и развития возникла в 2008 году.
На фото автора: старый особняк на
ул.Тимирязева
После защиты диплома профессор нашей кафедры Института архитектуры и строительства ИРНИТУ Марк Григорьевич Меерович и профессор Технического университета города Дрездена Барбара Энгель предложили мне начать исследование
в рамках магистерской иссертации, на основе российско- исследование в рамках магистерской диссертации, на основе российско-немецкого сотрудничества университетов. В самом начале была заложена идея сравнения двух стран, критерии сравнения были выбраны не сразу, а постепенно уточнялись на протяжении нескольких этапов.
Корр: — Получается, что опыт Дрездена по сохранению своего исторического города стал основой Вашего исследования? И уже на этом материале строились прогнозы и рекомендации для Иркутска?
— Да, совершенно верно. Тема оказалось комплексной и многоуровневой, после понимания проблем и причин утрат стоял острый вопрос «Почему происходит стремительная утрата историко-архитектурной среды»? От магистерской диссертации я перешла к кандидатской и продолжила работать над этой темой с 2012 по 2017 годы.
Возникла идея проанализировать не только документы градостроительного планирования и охраны исторического наследия, но изучить процесс применения этих инструментов в обеих странах с целью возможности адаптации немецкой методики и опыта для исторических городов России при выявлении положительного опыта. Моя кандидатская называлась «Регенерация историко-архитектурной среды, как средство сохранения и дальнейшего развития исторических центров. Стратегии, методы и инструменты немецкой практики на примере города Дрездена и возможности их применения в городе Иркутске».
С 2019 по 2020 годы результаты исследования были подготовлены на русском языке (изначально все исследование полностью проводилось только на немецком) информация по методам анализа ценной историко-архитектурной среды и особенности иркутских кварталов были значительно расширены и стало возможным издать книгу в России.
Корр:- Расскажите подробнее об опыте Дрездена? В чем его особенность?
— Мною было проанализировано три района города Дрезден. Это Ойсере Нойштадт, Иннере Нойштадт и Блазевитц Штризен-Нордост, показаны их исторические особенности и способы достижения гармоничного развития исторической среды
Район Иннере Нойштадт возник в эпоху барокко (XVII век), вследствие расширения основного исторического ядра города — района Альтмаркт (нем. Altmarkt). Здест величественные здания и красивый широкий бульвар, который считался во время его создания одним из самых красивых в Германии. Район был подвержен серьезным разрушениям во время Второй мировой войны, но несмотря на это с помощью различных стратегий развития был сохранен исторический облик и восстановлена архитектурно-градостроительная среда.

Прилегающий к нему район Ойсере Нойштадт был основан в XIX-ом столетии, образован блокированной застройкой с закрытыми внутренними дворами. Это район, который пользуется популярносью у студентов, здесь кипит и бурлит жизнь проводятся уличные праздники и фестивали.
На фото из архива А.Малько: квартал Ойсере Нойштадт в Дрездене (вид сверху), автор фото П.Хашенц.
Здесь живет много художников, которые расписывают фасады. Творчество цврит в воздухе! Здесь даже есть свой Пассаж искусств, 5 объединенных дворов с уникальными фасадами. Это один из ярких примеров живой исторической среды, все это достигается благодаря спланированным действиям отдела генерального планирования города Дрездена.


На фото из архива А.Малько: уютные районы Дрездены — Блазевитц и Штризен
Районы Блазевитц и Штризен получили свое развитие из старых центров деревень. Застройка района Блазевитц характеризуется пышными виллами, а в районе Штризен преобладают отдельно стоящие дома на несколько семей. Уютный и тихий семейный район.
Корр:- А что касается Иркутска: как на Ваш взгляд, что представляет наибольшую ценность и на что следует сосредоточить усилия?
— Следует прежде всего провести детальный анализ ценности нашей исторической среды, ведь сохраняя только отдельные здания и строя рядом небоскребы как на улице Декабрьских Событий мы просто теряем исторический облик. Нужно определить параметры для новой застройки. Необходимо уделить особое вниание ценности октрытых дворовых пространств. Ведь пространство само по себе обладает самостоятельной ценностью и без его сохранения невозможно сохранение исторической среды города. В книге я предлагаю введения своеобразного «каталога нарушений» там прямо в иллюстрациях и схемах показано, что нельзя делать, например нельзя нарушать масштабность среды, нельзя использовать нетипичные для исторического города материалы, все это разрушает целостность и исторически сложившийся характер города.


На фото из архива А.Малько: Район Ойсере Нойштадт: слева — фото 1932г. (автор Х.Вальтер, SLUB Deutsche Fotothek); справа — фото 2011г. (автор П.Хашенц ).
Для справки:
Анастасия Малько архитектор, градостроитель, специалист по охране архитектурного историко-культурного наследия. В 2008 году закончила архитектурный факультет ИРНИТУ, в 2011 магистратуру ИРНИТУ по магистерской программе «Градостроительство». В 2011-2017 аспирантура ИРНИТУ и Технического Университета Дрездена (Германия). В 2017 году защитила диссертацию с присвоением ученой степени д-р инженерии (Doktor der Ingenierwissenschaften) на кафедре Сохранения историко-культурного наследия и градостроительного развития (Denkmalpflege und Entwerfen) Технического Университета города Дрездена.
С 2016 года научный сотрудник проектов: «Unloved Heritage? Socialist City», «The Future of Modernist Housing. Living Labs Socialist City» Технологического университета г. Карлсруэ.
С 2017 года член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест — ИКОМОС, Германия (International Council on Monuments and Sites, ICOMOS, Germany) и Европейской ассоциации истории градостроительства (European Association for Urban History / EAUH).
С 2020 года советник по франко-российскому сотрудничеству École de Chaillot (Paris) и Центра научных исследований в сфере охраны архитектурного наследия «Ре-Школа» (Москва).
Исследования и проекты автора сосредоточены на поиске принципов и концепций сохранения и развития исторической архитектурно-градостроительной среды с учетом успешного зарубежного опыта.
По вопросам приобретения книги А.Малько необходимо связываться с издательством «Курс» (г.Москва).